Основные философские системы Китая возникли примерно за 5 веков до н.э. Главные философские учения Азии со временем приобрели статус религий, излагавших их в наиболее упрощенной форме. Эти религии, в отличие от западных, не имели строгой церковной иерархии, предписывающей верующим, как им следует мыслить и поступать. Основателей религии в Азии почитают как мудрецов, а не как богов.
Сейчас в Китае насчитывается 28 млн. мусульман, 3 млн. католиков и 1 млн. протестантов. Несколько тысяч православных (не только русских по национальности) живут в Синьцзяне, Внутренней Монголии и Хэйлунцзяне.
Конфуцианство
Формально конфуцианство не является религией, так как в нем никогда не было института церкви. Но по своей значимости, степени проникновения в душу и воздействия на сознание и поведение народа оно успешно выполняло ее роль. Строгая социальная иерархия и моральные правила – основные принципы учения Конфуция, родившегося в 551 г. до н.э. в семье незнатного ученого княжества Лу (современный Шаньдун). Согласно Конфуцию в основе общества лежат «пять отношений»: между правителем и министром, отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братом и между друзьями. Равноправными могут быть лишь отношения между друзьями. Во всех остальных случаях партнер должен повиноваться старшему, ожидая его благосклонности. Конфуцианская мораль проповедует «пять добродетелей»: человечность, справедливость, благородство, самоусовершенствование и верность. Никто не должен поступать с другими так, как не хотел бы, чтобы поступали с ним. Это относится и к правителю, который обязан заботиться о подданных, иначе они вправе свергнуть его. Учения Конфуция получило дальнейшее развитие у его учеников, прежде всего у Мэн-цзы. Значение Кофуцианства резко возросло, когда династия Хань, интерпретировав его по-новому, сделало его официальной идеологией. Подвергнувшись новому осмыслению в эпоху Сунь, оно приняло ортодоксальную форму. Учение Конфуция остается одной из авторитетнейших этических систем, определившей параметры формирования мышления и национального характера китайцев.
Даосизм
Почти в одно время с Конфуцием жил мудрый отшельник, которого звали Лао-дзы («старый ребенок»). Он считается основателем даосизма. В отличие от конфуцианства, интересовавшегося сферой общественных отношений, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Он учит следовать дао (кит. путь), мудрости в отношениях с людьми и природой. Ключевое понятие даосизма – у-вэй (недеяние), означающее не бездействие, а жизнь не нарушающую гармонию окружающего мира.
Около 20 млн. жителей Китая считают себя приверженцами даосизма. Идеи даосизма повлияли прежде всего на людей творчества. Традиционная живопись изображает изменчивую природу, пейзажи, на которых человек едва заметен. Традиционная медицина также основана на принципе гармонии человеческого тела. Тесно связано с даосизмом и учение о противоположных началах инь и ян. Инь означает женское начало, слабость, тьму, холод, пассивность, север, четные числа и т.д. Ян – мужское начало, сила, свет, тепло, активность, юг, нечетные числа и пр. Единство обоих начал создает совершенное целое. Знаменитый символ инь-ян показывает также что каждый элемент несет в себе зерно своей противоположности.
Буддизм
Буддизм, проникший в Китай в 65 г. н.э., вскоре получил широкое распространение. Новое учение соответствовало китайскому мышлению, и из индивидуальной религии превратилось в семейную веру.
Его создатель Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н.э.), почитаемый в качестве Будды. Согласно буддизму, путем познания и отречения от страстей человек может подняться на более высокую ступень и, в процессе новых рождений, достичь нирваны. Самыми известными учениями буддизма являются Хинаяна («Малая колесница») и Махаяна («Большая колесница»). Принцип Хинаяны заключается в том, чтобы отказаться от причинения вреда живым существам, в то время как принцип Махаяны – действовать на благо живых существ, т.е. стать Ботхисаттвой. В Китае почитают бодхисаттву Гуаньинь, богиню сострадания.
Особым направлением является чань-буддизм (в японском прочтении – дзен-буддизм), где отсутствует институт монастырей и достигать просветления можно не отрываясь от повседневных дел.
|